Менеджер ваших доходов и расходов
Тут может быть ваш рекламный банер
Ваша реклама

Тенреки не хотят заниматься наукой

9.93Проголосовало: 151
Содержание:

Тенреки фотоДва с лишним года назад в исследовательскую лабораторию Принстонского университета прибыли 20 тенреков. Тенреки обитают только на Мадагаскаре, откуда их и вывез доктор Эдвин Гоулд. Есть несколько видов этих животных. Тенреки, которых изучали в Принстоне, живут большими группами в мадагаскарских лесах, питаются червями и насекомыми, которых разыскивают ночью, роясь в листьях своими длинными мордочками.

Исследователей заинтересовала способность тенреков «скрипеть» — издавать высокочастотные звуки с помощью иголок, расположенных у них на спине. Одни ученые считают, что эти звуки самим зверькам помогают держаться вместе в темноте, не предоставляя в то же время возможности врагам, не наделенным тонким слухом, определить местоположение тенреков.

Другие предполагают, что тенреки используют высокочастотные звуки в качестве сонара, чтобы обходить препятствия,— от них эти звуки отражаются.

Величиной тенрек чуть поменьше крысы. Он чернобелый, тело его покрыто вперемежку где волосами, где щетиной, где иголками. Если его раздразнить, он быстро и неожиданно поднимет свои иголки. Тогда его трудно удержать в руках.

На спине тенрека, под длинной шерстью и иголками, находится с десяток более коротких, как обрубки, иголок, соприкосновения которых друг о друга и создают звуки с частотой колебаний от 25 до 40 тысяч герц. А так как человеческое ухо воспринимает звуки не более 15—20 тысяч герц, «скрипения» тенреков нам услышать не дано.

Измерив частоту колебаний, ученые решили установить, слышат ли сами животные те звуки, которые производят. Для этого была использована методика, разработанная в Принстоне и проверенная на различных животных. Поместив электроды в ту точку внутреннего уха, где звуковые колебания преобразуются в электрические сигналы, исследователи смогли «поймать» идущий в мозг животного звук. Было установлено, что тенреки действительно могут воспринимать высокочастотные колебания. Но имеют ли они какой-либо «код» или «язык» для связи друг с другом, осталось невыясненным по многим причинам. Экспериментаторов преследовали неудачи.

Сначала в результате неисправности отопления три тропических животных погибли от холода. После этого разразилось новое несчастье: вспыхнула неудержимая драка. Повидимому, один из погибших был вожаком группы, и последовало установление новой иерархии. Когда мир был восстановлен, осталось только пять зверьков. Поскольку у исследователей не было никакого опыта работы с тенреками да к тому же и анатомия их недостаточно хорошо известна, опыты по введению электродов стоили жизни еще четырем животным. И дальше уже шло изучение слуховых ощущений одного единственного тенрека.

Ученые Принстона не сохранили приятных воспоминаний о работе с этими животными. Тенреки очень возбудимы. Обильная шерсть и острые иголки делали все манипуляции с ними весьма затруднительными. А ко всему этому — на редкость неприятный запах, который они выделяют. Доставило много хлопот их питание. Выяснилось, что единственная пища, на которую они соглашаются в неволе,—  живые дождевые черви. Местные ресурсы были вскоре истощены. Ожидалось прибытие воздушного транспорта с едой для тенреков, и только стихийное бедствие и «гражданская» война между тенреками, столь плачевно закончившиеся для них, спасли ученых от больших расходов, а местное поголовье червей — от полного уничтожения.

У тенреков совершенно отсутствует способность помогать экспериментаторам в их работе. Обычно, чтобы проверить, слышит ли животное какой либо звук, у него вырабатывают определенные реакции на этот звук. Тенреки, как это было быстро обнаружено, совершенно игнорируют экспериментальные ситуации.

Их пытались обучить избегать слабого электрического удара. С этой задачей легко справляются голуби, кошки, мыши и множество других животных. Но тенреки не проявили абсолютно никакой склонности к обучению.

Написать комментарий